Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» сельского поселения «Село Богородское» Ульчского муниципального района Хабаровского края Принята на педагогическом совете МБУ ДО ЦВР _________М.В. Ильин Протокол №___ «__»_______ 2023 г Утверждаю Директор МБУ ДО ЦВР ________ М.В. Ильин «__»_____________ 2023 г. ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Изучения ульчского языка и национальной культуры в условиях дополнительного образования учащихся» Срок обучения – 4 года Автор программы Татьяна Борисовна Матвеева, педагог МБУ ДО «Центр внешкольной работы» с. Богородское 2023 ПРОГРАММА Предисловие Данная программа предназначена для обучения ульчскому языку детей, не владеющих родным языком; комплексному изучению и сохранению культурного наследия ульчского этноса – изучение родного языка через призму декоративно-прикладного искусства, материальной, духовной культуры (фольклора, игры на национальных инструментах, пения), освоения ульчского языка через трудовую деятельность. Программа предусматривает с первого года обучения взаимосвязанное освоение учащимися звукового, лексического, грамматического состава слов. Подобный комплексный подход к изучению родного языка позволяет решить коммуникативные задачи, способствует формированию основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Таким образом, сегодня в рамках образовательного процесса системы дополнительного образования детей Программой создаются условия для освоения роли окружающей среды проживания, знакомства с миром знаков, символов, образов, в которых отражены понятия, сформировавшиеся в течение тысячелетий. Учащиеся имеют возможность познакомиться с культурой многонационального народа России, а также этнокультурного возрождения коренных народов Севера. 1. Пояснительная записка. Статус документа. Основу Программы составляют следующие документы: Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Программа по учебному предмету «Родной (ульчский) язык и литературное чтение на родном языке» для учащихся 1-4 классов. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей в рамках системы дополнительного образования, направленной на изучение ульчского языка, национальной культуры этноса. Ульчский язык – один из тунгусо-маньчжурской группы языков аборигенного этноса, проживающего на территории Ульчского района Хабаровского края. Богатая лексика с её выразительно-изобразительными средствами, удивительной методикой, уходит постепенно из сферы употребления. Сохранить язык как духовную культуру народа, как исторический и этнографический источник – задача системы образования. Предлагаемая Программа ориентирована на разновозрастной состав детей, которые слабо или совсем не владеют родным (ульчским) языком. Предусматривает с первого года обучения взаимосвязанное усвоение учащимися звукового и лексического состава языка. Традиционная национальная культура, народное прикладное искусство – это особый мир, особое нравственно-эстетическое пространство, которое дети в состоянии освоить. Таким образом, сегодня в рамках образовательного процесса, система дополнительного образования должна создавать условия для овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. А также этнокультурного возрождения коренных малочисленных народов Севера, когда родной язык, основы традиционной национальной культуры, этнография, прикладное искусство являются не только средствами художественного, но и нравственного, толерантного воспитания детей. Цель курса обучения – усвоение детьми элементарных знаний и практических навыков, необходимых для активного пользования ульчской разговорной речью через раскрытие особенностей материальной, духовной культуры, традиционного, декоративно-прикладного искусства. Задачи курса: 1. Формирование элементарных коммуникативных умений (восприятие на слух и понимание высказываний, выражать собственное отношение к теме, предмету разговора); приобретение практических навыков, приёмов прикладного искусства: шитья, вышивки, аппликации, работе с природным материалом, а также игры на национальных музыкальных инструментах. Занятия приобщают детей к художественно-прикладному, музыкальному искусству, в ходе которых осваиваются духовный мир народной культуры. 2. Формирование диалогической и монологической речи учащихся. 3. Обеспечение усвоения учащимися способа чтения про себя, используя в качестве вспомогательного средства чтение вслух. 4. Создание условий для чтения несложных текстов разного жанра (устного народного творчества) со словарём или без словаря, понимания содержания небольшого текста, умения осмысливать и выразительно читать текст. 5. Воспитание любви к родному краю, национальной культуре, истории. 6. Развитие толерантного отношения к другим народам. 7. Формирование основных видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения, письма. 1.2 Принципы и подходы к проектированию и реализации Программы В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава; - ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; - учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития. Основными принципами (требованиями) системно-деятельностного подхода являются: - принцип содействия и сотрудничества учеников и преподавателей, основанный на признании ученика полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - принцип коммуникативности, при котором цель обучения (овладение языком, как средством) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в тесном взаимодействии. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Это предполагает решение на занятиях реальных задач общения с целью включения обучающихся в коммуникацию на изучаемом языке. Коммуникация – это не только цель, но и средство достижения поставленной цели обучения. Следование принципу коммуникативности предполагает так же организацию активной творческой деятельности учащихся: постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы обучающихся и творческим видам заданий, представлению учебного материала на основе речевых интенций, параллельное усвоение грамматической формы и её функции в речи; - принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий умениями работать с разными источниками информации, умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебных группах), в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности), способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию); - принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей детей. Это, прежде всего, использование разноуровнего по трудности и объёму представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативного образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребёнка. 1.3. Общая характеристика Программы Содержание курса родного языка на уровне дополнительного образования обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного похода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникции партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Речевая и лингвистическая (языковедческая) компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании: освоения основных норм родного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделов и базовых понятиях: умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа. Национально-культурной специфики родного языка, освоение норм речевого этикета, культуры межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении ульчских национальных песен, усвоении знаний, а также игры на национальных музыкальных инструментах: мухэнэ, варган, хомус, удядю, сирпакта, удяка, палочках, погремушках (6,7,8 кл.), музыкально-пластическом движении, развитии чувства ритма, импровизации исполняемых произведений. Воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. 1.4. Основные содержательные линии в Программе Направленность курса изучения родного языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающее формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, через общеучебные и специальные учебные умения. В процессе обучения учащиеся должны овладеть на доступном для него уровне основными видами речевой деятельности – аудированием, говорением, чтением и письмом. Вторая часть каждого занятия – приобретение практических навыков, приёмов прикладного искусства: шитья, вышивки, аппликации, конструирования, работе с природным материалом. Занятия сопровождаются показом изделий, экскурсий в музей, встреч с мастером, демонстрацией иллюстраций альбомов. Аудирование – это обучение восприятию на слух и понимание высказываний с голоса учителя или в звукозаписи. Начинается оно на уровне слова, словосочетания, предложения, причём с опорой на самый разнообразный контекст, вербальное (словесное) и невербальное (не словесное – мимика, жесты) поведение учителя. Требование к этому виду речевой деятельности в разных классах отличаются по объему и по степени трудности языкового материала. Говорение, как вид речевой деятельности, предполагает формирование диалогической и монологической речи. Задача в области чтения заключается в обучении учащихся чтению про себя с пониманием впервые предъявляемых текстов, при чтении вслух выступает как вспомогательное средство и методический прием обучения. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные тексты разного жанра со словарём или без словаря, понимать содержание текстов, уметь осмысленно и выразительно читать. Письмо выступает в качестве средства обучения и вводится с первых уроков 1 класса с целью усвоения лексико-грамматических понятий и совершенствования навыков чтения и устной речи. Традиционная национальная культура, народное прикладное искусство – это особый мир, особое нравственно-эстетическое пространство, которое дети в состоянии освоить. Программа предусматривает освоение учащимися особенностей материальной, духовной культуры, ульчского декоративноприкладного искусства, а также роли окружающей среды проживания, знакомство с миром знаков, символов, образов, в которых отражены понятия, сформировавшиеся в течение тысячелетий. Ученые искусствоведы считают, что художественное образование детей следует начинать с народного традиционного искусства. Причём, детям необходимо самим выполнять работу, следуя за мастером, осваивая их приёмы и представления, их образную систему, нравственные установки. Содержанием предлагаемой программы предусмотрено усвоение учащимися элементарных знаний и практических навыков, необходимых для активного пользования ульчской разговорной речью через раскрытие особенностей материальной, духовной культуры, декоративно-прикладного искусства. Занятия сопровождаются показом изделий, экскурсий в музей, встреч с мастером, демонстрацией иллюстраций альбомов. Вторая часть каждого занятия – приобретение практических навыков прикладного искусства: шитья, вышивки, аппликации, конструирования, работе с природным материалом. Эта часть занятий приобщает детей к художественно-прикладной деятельности, в ходе которой осваивают духовный мир народной культуры. После выполнения работы каждый ученик видит результат, поэтому работа планируется таким образом, чтобы можно было её закончить в течение одного занятия или завершить часть работы, а на другом закончить работу. При выполнении заданий возможно использование ткани, бумаги, природного материала (бересты, рыбьей кожи, тальниковых прутьев). В рамках программы деятельности кружка предусмотрены изучение, приобретение определенных навыков: от простого к более сложному процессу изучения; подготовка и проведение выставок изделий, выполненных учащимися: индивидуальных, особое внимание уделяется подготовке коллективных творческих работ; участие родителей в подготовке и проведении мероприятий, проведения акций, посвященных Дню Победы. 1.5 Место Программы в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного языка на этапе начального общего образования. Учебный план по предметному курсу рассчитан на 432 часа. В соответствии с учебным планом предметный курс изучается: 1,2 классы – всего 144час, 2 раза в нед.; 3,5 класс – всего 144 час. 2 раза в нед.; 6,7, 8 кл – 144 час. (6,7 – 2 раз в нед., 8 – 1 раз в нед.) Общий объем учебного времени за четыре года составляет 1728 часов. Особое место в изучении курса родного языка занимают практические работы: выпуск детской переводческой литературы на ульчском языке, а также проведение исследовательской проектной работы. 1.6. Планируемые результаты изучения Программы Планируемые результаты ориентируются в том, какой уровень освоения учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора результатов служат система учебных действий в отношении знаний, умений, навыков. Личностными результатами изучения ульчского языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка как средства общения между людьми; знакомство с национальной культурой; достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения ульчского языка являются: развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей учащихся; развитие коммуникативных способностей учащихся, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного выполнения элементарных коммуникативных задач. развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, практических умений; формирование мотивации к изучению национальной культуры. овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса (учебником, словарём, аудиодиском и т.д.) Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности: Говорении: вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения; диалог расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию; уметь на элементарном уровне рассказать о себе, о своей творческой деятельности; описывать предмет, картинку; Аудировании: понимать на слух речь учителя и учащихся; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале; Чтении: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию; Письменной речи: владеть техникой письма. Языковая компетенция: адекватное произношение и различие на слух всех звуков ульчского языка: соблюдение правильного ударения в словах и фразах; Соблюдение особенностей предложений; интонации основных типов Социокультурная осведомленность: знание названий сёл на ульчском языке; сюжетов некоторых ульчских сказок, написанных на ульчском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен). наиболее полно реализовать творческий потенциал, развитие целого комплекса умений в декоративно-прикладном искусстве, приобщении к музыкальному искусству посредством игры на национальных музыкальных инструментах, пении ульчских песен.